Национальный исторический музей Республики Беларусь



«58 КИНОРОЛЕЙ – 58 ШАГОВ К БЕССМЕРТИЮ» ретроспектива киноактрисы Роми Шнайдер

  • 05.09.2018

«58 КИНОРОЛЕЙ – 58 ШАГОВ К БЕССМЕРТИЮ» персональная ретроспектива в связи с 80–летием со дня рождения (23.09.1938 – 29.05.1982) знаменитой киноактрисы Роми Шнайдер.

5 сентября (среда) в 15–00 и 18–30

МОЛОДЫЕ ГОДЫ КОРОЛЕВЫ (Madchenjahre einer Konigin). Австрия, 1954, 104 мин.

Реж. Эрнст Маришка. В ролях: Роми Шнайдер, Адриан Ховен, Магда Шнайдер, Карл Людвиг Диль.

Историческая мелодрама по мотивам писем и дневников королевы Виктории и одноименной комедии Силь–Вера о злоключениях новоиспеченной (в 18–то лет!) главы Британской империи, вынужденной разрываться между государственными и амурными делами. Щедрая дань царившей в послевоенной Европе моде на псевдоисторические фильмы с милыми массовому зрителю романтическим сюжетом и сказочно–роскошным антуражем. Очаровавшая продюсеров как прелестной внешностью, так и юношеской непосредственностью и открытостью 16–летняя актриса Розмари Альбах–Рети, выступавшая в своем третьем фильме уже под псевдонимом Роми Шнайдер, блестяще справилась со своей задачей.

7 сентября (пятница) в 15–00 и 18–30

СИССИ (Sissi). Австрия, 1955, 102 мин.

Реж. Эрнст Маришка. В ролях: Роми Шнайдер, Карл Хайнц Бём, Магда Шнадер, Ута Франц.

Историческая мелодрама, представляющая собой вольную интерпретацию на тему романтических отношений юной Сисси (так ласково называли в Австрии принцессу австро–венгерской монархии Елизавету Габсбургскую) и императора Австрии Франца Иосифа. Начало придуманной специально для восходящей звезды и имевшей коммерческий успех трилогии, моментально сделавшей Шнайдер знаменитой (особенно в германоязычных странах).

8 сентября (суббота) в 15–00 и 17–00

КРИСТИН (Christine). Франция – Италия, 1958, 100 мин.

Реж. Пьер Гаспар Уи. В ролях: Роми Шнайдер, Ален Делон, Жан–Клод Бриали, Мишлин Прель.

Ретро–мелодрама по пьесе Артура Шницлера «Флирт» о том, как ушедшая любовь губит и ту, которая зарождается. Слащаво–сентиментальная история страсти молодого лейтенанта к дочери музыканта на колоритном фоне Вены начала ХХ века недалеко ушла от «кайзеровской серии». Однако свою роль Ромми сыграла чрезвычайно выразительно, с большой искренностью и открытостью. По сути она даже не играла, а жила ролью, своей любовью к «сыну улицы» – тогда еще никому не известному Алену Делону, с которым после окончания съемок они обручились.

9 сентября (воскресенье) в 15–00 и 17–00

РАБОТА (Il Levoro). Италия – Франция, 1961, 53 мин.

Реж. Лукино Висконти. В ролях: Роми Шнайдер, Томас Милиан, Ромоло Валли, Амедео Джирарди, Паоло Стоппа.

Саркастическая комедия по мотивам рассказа Мопасана “У постели” (действие которого перенесено в современность), о том, как брачные узы, связывающие мужчину и женщину, превращаются в отношения купли–продажи. Томящаяся от безделья и одиночества пара аристократов решает свои проблемы поиском удовольствий (муж) или стремлением найти работу (жена), что в конце концов приводит их к… друг другу. Одна из новелл киноальманаха “Боккаччо–70”, поставить которую Висконти согласился взамен на свободу выбора сюжета и исполнителей, в результате чего он и смог предложить своей любимой ученице интересную роль. Фактически только здесь известная уже актриса, снявшаяся к тому моменту почти в 20 фильмах, впервые окунулась в атмосферу высокого киноискусства. Представив типичный характер современной женщины в облике избалованной, эгоистичной итальянской аристократки, она утвердилась в киномире как актриса, способная играть серьезные драматические роли.

12 сентября (среда) в 15–00 и 18–30

ПРОЦЕСС (The Trial). Италия – Франция – Германия, 1962, ч/б, 118 мин.

Реж. Орсон Уэллс. В ролях: Энтони Перкинс, Орсон Уэллс, Жанна Моро, Роми Шнайдер.

Рядовой клерк обвиняется в преступлении, которое не совершал, но понять суть состава преступления и оправдаться он не может, т.к. обвинители сами не знают, в чем он виноват… Сюрреалистическая драма по мотивам философского романа Франца Кафки впечатляет изобразительным решением, воспроизводящим эмоциональную атмосферу первоисточника, и созвездием блестящих актеров. Персонаж Шнайдер выглядит особенно пикантно в эпизоде, когда дрожащим голосом рассуждает о привлекательности физического несовершенства… Премия “Хрустальная звезда” французской Киноакадемии Р.Шнайдер в номинации “Лучшая зарубежная актриса” (1963).

14 сентября (пятница) в 15–00 и 18–30

ЧТО НОВОГО, КИСКА? (What’s New Pussycat). Франция – США, 1965, 108 мин.

Реж. Клайв Доннер, Ричард Толмадж. В ролях: Питер Селлерс, Питер О’Тул, Роми Шнайдер, Вуди Аллен.

Комедия о любовных злоключениях в семье редактора крупнейшего парижского журнала мод. После этого голливудского проекта Шнайдер, имевшего шумный успех в англоязычном мире, об актрисе заговорили, как о самой крупной европейской кинозвезде.

15 сентября (суббота) в 14–30 и 17–00

БАССЕЙН (Le piscine). Франция – Италия, 1968, 120 мин.

Реж. Жак Дере. В гл. ролях – Ален Делон и Роми Шнайдер.

Балансирующая между детективом и скандальной любовной историей со страниц «желтой прессы» криминальная психологическая драма c запутанной интригой, где до конца не ясно поведение каждого из героев – проводящей отпуск на своей роскошной вилле на Лазурном побережье супружеской пары и двух их гостей. По сути на экране разворачивается очень камерная, интимная история взаимоотношений двух людей, когда–то любивших друг друга, а ныне внутренне раздраженных и причиняющих друг другу боль. Сенсационные (после долгой разлуки) совместные съемки бывших супругов обеспечили дополнительный успех фильму, ознаменовали начало самого плодотворного этапа творчества Шнайдер.

16 сентября (воскресенье) в 15–00 и 17–00

МЕЛОЧИ ЖИЗНИ (Les Choses de la Vie). Франция, 1969, 89 мин.

Реж. Клод Сотэ. В ролях: Роми Шнайдер, Мишель Пикколи, Леа Массари, Жерар Лартиган, Жан Буиз.

Драма по роману Поля Гимара, посвященная интимному, внутреннему миру человека: герой вспоминает всю свою жизнь перед лицом смерти. Прекрасные актеры и талантливая режиссура обеспечили фильму большой успех не только во Франции. Первая роль Шнайдер в фильмах Сотэ, положившая начало череде вариаций кинообраза, типа современной женщины, с которым актриса сливалась в единое целое. Премия Луи Деллюка за режиссуру (1970).

19 сентября (среда) в 15–00 и 18–30

ЦЕЗАРЬ И РОЗАЛИ (César et Rosalie). Франция – Италия – ФРГ, 1972, 106 мин.

Реж. Клод Соте. В гл. ролях – Ив Монтан, Роми Шнайдер, Сами Фрей.

Поставленная в мягких, спокойных тонах, умная и забавная романтическая комедия с непредсказуемыми поворотами сюжета о взаимоотношениях внутри необычного (сугубо французского?) любовного треугольника в высшем обществе. Фильм стоит посмотреть хотя бы из–за игры актеров: уж очень хороши и привлекательны двое таких разных мужчин, связанных с одной загадочной женщиной. Они любят ее, но кого же любит она?.. В свое время фильм собрал огромнейшую для Франции "кассу"…

21 сентября (пятница) в 15–00 и 18–30

ПОЕЗД (Le Train). Франция – Италия, 1973, 93 мин.

Реж. Пьер Гранье–Деферр. В гл. ролях – Роми Шнайдер и Жан–Луи Трентиньян.

Снятая по отнюдь не детективному роману Жоржа Симеона и покоряющая лирической трактовкой темы войны драма обреченной любви двух людей, которые случайно встречаются во время эвакуации в 1940 году. Поезд становится как бы моделью общества, метафорическим образом Франции, спасающейся от немецкой оккупации. Режиссер продуманно монтирует хронику и игровые эпизоды, интересно используя смену цвета при переходах от реальности к художественному вымыслу. Но все–таки главное в картине – история внезапной и краткой любви посреди войны, людских трагедий, поистине грубой и вульгарной действительности. Шнайдер и Трентиньян удивительно тонко передают сложность психологических ощущений своих героев, именно сейчас переживающих высшее мгновение своих судеб. Их блистательный дуэт оставляет одно из лучших воспоминаний об искренности, хрупкости и одновременно непреклонности чистых и возвышенных чувств, о любви–взаимопожертвовании.

22 сентября (суббота) в 15–00 и 17–00

ГЛАВНОЕ – ЛЮБИТЬ! (L’important c’est d’aimer). Франция – ФРГ – Италия, 1974, 109 мин.

Реж. Анжей Жулавский. В ролях: Роми Шнайдер, Фабио Тести, Жак Дютрон, Клод Дофен, Клаус Кински.

Экзистенциальная драма с загадочным сюжетом, элементами детектива, мистики и эротики по роману «Американская ночь» Кристофера Франка – истории изначально обреченной страсти, вспыхнувшей на съемочной площадке. Тяготеющий к методу «фантастического реализма» постановщик создал притчу о «страстях человеческих», о всепоглощающей и самосжигающей любви. Глубинный смысл режиссерского послания – всего лишь один краткий миг счастья оправдывает долгие мучения, раздоры, вечную и непримиримую борьбу мужского и женского начал, драматическую, а порой и трагическую схватку одного человека с другим и одновременно с самим собой. Уникально также свойство Жулавского заставлять актеров играть на пределе возможностей! «Сезар» за лучшую женскую роль Р.Шнайдер (1975).

23 сентября (воскресенье) в 14–30 и 17–00

НЕВИННЫЕ С ГРЯЗНЫМИ РУКАМИ (Les innocents aux mains sales).

Франция – Италия – Германия, 1975, 120 мин.

Реж. Клод Шаброль. В гл. ролях – Роми Шнайдер, Род Стайгер, Франсуа Мэтр.

Если вы хотите увидеть Роми Шнайдер в момент расцвета ее красоты, вы должны посмотреть эту криминальную драму! Посредством детективной истории из семейной жизни постановщик стремится показать и доказать, что брак, который основан лишь на материальном благополучии, однако исключает любовь между супругами, их доверие и уважение друг к другу, обречен на преступление. Вместе с актерами он психологически точно и убедительно анализирует семейные взаимоотношения, передавая на экране все нюансы поведения героев. Неожиданный поворот событий дает обоим супругам последний шанс – переиграть собственную жизнь, избавившись от своего рода «проклятия» прежнего брака. Но, по мысли Шаброля, заслуженное наказание все равно неизбежно: любой (даже с виду невинный) человек имеет если не грязные руки, то обязательно – нечестные помыслы.

26 сентября (среда) в 15–00 и 18–30

ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ (Une Histoire Simple). Франция – Германия, 1978, 104 мин.

Реж. Клод Сотэ. В ролях: Роми Шнайдер, Бруно Кремер, Клод Брассер, Арлет Боннар, Софи Домье.

Тонкая, заставляющая сопереживать героине психологическая драма о погрязшей в клубке повседневных проблем женщине средних лет, мучительно ищущей свою судьбу, свой шанс выжить в этом зыбком и предательски неустойчивом мире. Едва ли не лучшая из работ плодотворного творческого дуэта классика французского кино Сотэ и кинозвезды Шнайдер. “Роми не играет больше. Она живет своими ролями”, – писала критика о ее работе с Сотэ. На этой уникальной особенности таланта актрисы и выстроена история ее персонажа. В советском прокате фильм шел под названием “У каждого свой шанс”. “Сезар” за лучшую женскую роль Р.Шнайдер (1978).

28 сентября (пятница) в 15–00 и 18–30

ПРЯМОЙ РЕПОРТАЖ О СМЕРТИ (La Mort en direct).

Франция – Германия – Великобритания, 1980, 125 мин.

Реж. Бертран Тавернье. В ролях: Роми Шнайдер, Харви Кейтель, Гарри Дин Стэнтон, Макс фон Сюдов.

Предвосхитившая ныне весьма популярный феномен «реалити–шоу» фантастическая драма по роману Дэвида Комптона «Продолжающаяся Кэтрин Мортенхоу» о циничной авантюре одного из телебоссов, решившего заработать сенсационным репортажем о последних часах жизни человека – писательницы Катри. Шнайдер создает яркий образ женщины, ставшей игрушкой в руках бесчеловечных дельцов. В советском кинопрокате фильм шел под названием «Преступный репортаж». Номинация на «Золотой медведь» Берлинского МКФ (1980).

29 сентября (суббота) в 14–30 и 17–00

БАНКИРША (La Banguiere). Франция, 1980, 131 мин.

Реж. Франсис Жиро. В ролях: Роми Шнайдер, Жан–Луи Трентиньян, Жан–Клод Бриали, Бертран Блие.

Очередной триумф актрисы! Полубиографическая ретро–драма о судьбе Марты Ханау, скандально–знаменитой героини парижских светских хроник рубежа 1920–х – 1930–х гг., где в зените своего таланта и славы Шнайдер создает довольно необычный для себя образ тщеславной, решительно–волевой и властной владелицы одного из крупнейших европейских банков. Благодаря мастерской режиссуре, динамичному сюжету, выразительной операторской работе, емко–изящным диалогам история обреченной на одиночество сильной и неординарной женщины, враги которой не могут простить ей не только успешность в делах, но и гипертрофированную экстравагантность, смотрится буквально на одном дыхании.

30 сентября (воскресенье) в 15–00 и 17–00

ПРИЗРАК ЛЮБВИ (Fantasma d’amore). Италия – Франция – ФРГ – Монако , 1981, 93 мин.

Реж. Дино Ризи. В гл. ролях – Роми Шнайдер и Марчелло Мастроянни.

Попытка классика итальянского кино создать на основе одноименного романа Мино Милани философское произведение о неумирающей любви, которая продолжает преследовать героя уже после физической смерти его возлюбленной. Когда–то Анна и Нино страстно любили друг друга… Спустя 20 лет Нино, уже респектабельный господин, случайно сталкивается со странной нищенкой, которая говорит, что она и есть его бывшая возлюбленная… В конечном итоге намерения постановщика материализовались в мистическую мелодраму о том, что давняя любовь всегда лучше настоящей, но прошлое все же повторить невозможно… Соло на кларнете Бенни Гудмэна.