Национальный исторический музей Республики Беларусь



Экспозиция «Оси экзистенции»

  • 05.10.2020

5 октября в Национальном историческом музее Республики Беларусь состоялось открытие экспозиции «Оси экзистенции», приуроченной к Международной научно-практической и творческой конференции «Искусство и современный город: сообщество, инновации, контекст».

Экспозиция «ОСИ ЭКЗИСТЕНЦИИ», приуроченная к Международной конференции «Искусство и современный город: сообщество, инновации, контекст», раскрывает пластические экзистенциалы – переживания городской среды в образах искусства: городской спектакль, историчность, образы community, сингулярность и одиночество. Медиа экспозиции – живопись, инсталляция, смешанные техники и коллаж, дизайн, видео.

В основе «Осей экзистенции» – идея Складки. Жиль Делез понимал Складку как особенный акт преображения внутреннего во внешнее, материи в духовное, духовного в материальное, образа в экзистенцию. В этом плане Складка подобна монаде, разные cтороны которой парадоксально соединяются.

Экспозиция исследует этот переход внешнего во внутреннее, материи города в образы переживаний. Город «портретируется» не столько как серия городских образов и ведут, чему посвящена классическая визуальная культура о городе, но – как «внутренняя» художественная запись урбанистических переживаний, потрясений, отпечатков контактов художника и города, экспромтов одиночества, уединения или солидарности. В экспозиции представлены новые произведения и объекты и известных художников, дизайнеров, архитекторов, и совсем молодых. Автор художественной концепции экспозиции – декан факультета социокультурных коммуникаций Игорь Духан.

Ирина Лобан в своих акварелях трагически претворяет разорванность урбанизированного бытия. В листах художницы находят отражение тончайшие гаммы переживаний – тревога, потерянность, отчаяние, радость, страсть, умиротворенность. Принципиальная ориентация на живопись-откровенность отодвигает проблему «формы», изысканности и эффектов акварельного письма. Мы видим сухие удары кисти, пятна черного или «грязного» цвета. Именно этот прямой хронотоп состояния, стремление к бесформенности делает акварельные творения Ирины Лобан особым явлением, соприродным перформансу, с прямым и непосредственным отображением состояний здесь-сейчас. Этой поэтике трагичности и одиночества созвучны произведения Любови Абрамовой, исследующие микроанатомию городского гламура. Ирония здесь сопрягается с сарказмом, сочетание которых близко образам немецкого экспрессионизма, с той существенной разницей, что работы Абрамовой также исполнены в технике акварели, ставшей сегодня редкостью для больших экспозиций.

Масштабные полотна Александра Родина пронизаны стохастическими ритмами урбанистического «Тахелеса». Родин был, как известно, эпицентром «Тахелеса» – конгломерата городских креативных экспериментов в самом чреве Берлина. Не прекращающаяся ни днем, ни ночью стохастическая динамика тахелевского брожения перешла в работы художника. Выдающийся мастер современного искусства конструирует серии урбанистических связей-фактур, тактильные и визуальные поверхности, в которые зритель погружается, как самолет в облако.

Эстетизм урбанистического мира раскрывается в произведениях Геннадия Козела и Наталии Рачковской. Геннадий Козел обыгрывает формопластику архаических образов-знаков. Если громадные полотна Родина портретируют стохастический мир города в его безмерности, то Геннадий Козел заключает энергию урбанистического калейдоскопа в элегантные рамки станковой живописи камерных бидермайеровских форматов. Внутри его живописи разыгрывается тонкая эстетика вспышек и мерцаний цвета. Наталия Рачковская склонна к эстетике большой формы европейской классической картины, мудро простроенной композиционно. Ее произведения пронизывают сложные ритмы, в которых можно заметить ассоциации с ритмами кубофутуризма. Работы Наталии Рачковской прекрасно перекликаются между собой в пространстве, создавая сквозные ритмы.

В триптихе, посвященном матери, Кристина Мельник-Субтельная трижды погружается в историю. Разновременные портреты мамы, соединенные связующим их фотообразом городского пространства, делают историю чувственно зримой. Здесь нельзя не вспомнить, как данная тема когда-то вошла в современное белорусское искусство в аналитике разновременного в автопортретных исповедях Людмилы Русовой. Мельник-Субтельная пробует реконструировать или создать особую утонченную технику живописи по левкасу, и как сама техника, так и вдумчивая и одухотворенная аналитика человеческого лика делают значимым каждый мельчайший фрагмент лика. Поэтический точный реализм триптиха отсылает к опыту итальянского треченто или нидерландских примитивов, с их вниманием к каждой частице боговдохновенного пространства. Фотография в центре выстраивает объединяющую ось времени.

Известный дизайнер Лев Агибалов – автор детально проработанных чувственных интерьерных пространств сегодня выступает с объектами одновременно функциональными и отстраненными, парадоксальными. Это – редчайшая способность мастера соединять сказку и быт. Дизайнерская изобретательность, парадокс, лежащие в основе формы, предельная точность и простота технологии – признаки clarté (чистоты) абсолютного дизайнерского стиля Льва Агибалова.

В экспозиции представлены дизайнерские интерьеры Елены Матросовой, графические композиции Сергея Саркисова, новые скульптуры Дмитрия Оганова и Максима Петруля, литографии Всеволода Швайбы, произведения других известных художников. Отдельную часть экспозиции составляют яркие произведения молодых художников, дизайнеров – студентов кафедры искусств и средового дизайна, выполненные в контекстах курсов Геннадия Козела, Наталии Рачковской, Любови Абрамовой, Игоря Духана, Ольги Баженовой, Дмитрия Оганова. Эти работы, часто неожиданные, а иногда весьма продуманные – новые голоса современного искусства.

Урбанизированный космос расширяет и усложняет наши переживания, раскрывая новые грани экзистенции. Представленная коллекция, в осознанно продуманной комбинаторике интертекстуальных и визуальных связей между произведениями, дает импульс зрителю в выстраивании собственной свободы переживаний.

Организаторами выступают Национальный исторический музей Республики Беларусь, кафедра искусств и средового дизайна факультета социокультурных коммуникаций БГУ при поддержке Каролинского института (Швеция), Польского института в Минске и Посольства Франции в Беларуси.

Партнеры – СОАО «Коммунарка», компания «Мегафорт».

Контактное лицо – Наталия Трус, научный сотрудник музея (8033 304-76-43).

Адрес музея: г. Минск, ул. Карла Маркса, 12

Время работы: с 11.00 до 19.00, касса до 18.30. Без выходных

Телефоны музея: +375 17 327-43-22, +375 17 327-48-27