Национальный исторический музей Республики Беларусь



Выставка "Тайны времени XVIII-XIX вв. (часы в интерьере)"

  • 06.05.2016

Художественные композиции с часами захватывают воображение. Благодаря им, можно изучать художественные стили и античную мифологию, прослеживать исторические перемены, созерцая искусный дизайн, который показывает достижения научно–технической и промышленной революции XVIII – XIX вв.

Каминные часы, каретный и карманные, с маятником, консольные и др. – все они выполнены с художественной изысканностью, что ставит их в один ряд со скульптурой. Выделяются часы в технике Буль, к созданию которой имел отношение придворный мебельщик Людовика XIV – Андре Шарль Буль (1642 – 1732). Он усовершенствовал технику и считается первым мастером, который включил бронзовую скульптуру в оформление часов с маятником. Стиль при правлении Людовика XIV составляет общее художественное направление – барокко, который разговаривает со зрителем языком аллегорий и символов.

При управлении Людовика XV (1715 – 1774), часы с маятником окончательно становятся частью интерьера. Консоль, на которой они крепились, со временем становится частью корпуса, и появляются часы, названные "картель" (фр.яз. "табличка", "карточка"). Картели стали часто проектироваться архитекторами, как неотъемлемая часть интерьера.

Поражают своим декором каминные часы XVIII – XIX вв. Во Франции они получают великолепные фигуры, которые воплотили достижения художников, скульпторов, и становятся визитной карточкой страны. В ряде французских каминных часов самые известные – часы с мифологическими и историческими лицами. Выделяются часы с аллегорическими изображениями Африки и Америки, серия Добрые дикари.

Во время управления Елизаветы Петровны (1742 – 1762), французская художественная бронза, в том числе и часы, привозились в Россию для украшения царских дворцов.

В 1760 – 1770–х, в период неоклассицизма появляются часы со множеством фигурок – гениев, окруженных атрибутами, которые воплощают искусство и науку.

Оригинальные конструкции часов появились во время правления Директории во Франции (1794 – 1799). Появляются часы с "обнаженными" механизмами – часы механистического дизайна.

В эпоху ампира появляется целая линия часов с торжественными, монументально–героическими композициями, насыщенная военными трофеями, изображениями героев и соответствующей атрибутикой. Ампир, рожденный во Франции, необычайно ярко проявил себя в России нач. XIX в., и стал основным стилем.

Во второй четверти XIX в., с появлением небольших комнат с каминами, которые стали топиться не дровами, а углем, каминные часы также уменьшились в размерах. Это позволило "не по правилам" ставит их на комоды, шкафы, столы.

Дальнейшее развитие получают часы с историческими сценами, отражающие действительность.

На выставке представлены различные модели часов: от ранних моделей с маятником нач. XVIII в., до индустриальных часов XX в.

Наш адрес: г. Минск (Верхний город),

Музыкальный переулок, 5

Телефон для справок 220–26–67